Защита интересов и прав детей

 

Защита прав детейЗащита прав несовершеннолетних детей является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Очевидно, что дети это наименее защищенная социальная категория граждан нашей страны. И хотя их призваны защищать в первую очередь родители, очень часто случается так, что несовершеннолетних приходится защищать от их собственных матери и отца.

Для этих целей в нашем государстве существует целая система органов, которые призваны охранять и защищать права детей и их законные интересы. Ведь самые ценные ресурсы для любого государства – это люди, поэтому защита детей – это инвестиции в будущее страны.

Прошлый год был объявлен годом семьи, нынешний год ознаменовался перспективой глобальных реформ всей системы семейного законодательства и социального обеспечения семей, о чем свидетельствует февральское заседание президиума государственного совета Российской Федерации. Уже в мае этого года станет понятно, куда будет двигаться наше государство в плане развития семейного законодательства, поскольку согласно поручению президента до 15 мая 2014 года правительство должно представить план.

Как говорится, поживем – увидим. А пока остановимся на системе уже существующей.

Органы опеки

Принято считать, что в обязанности органов опеки входит только защита прав и интересов детей, которые остались без родительского попечения. Это не совсем так. На самом деле органы опеки в той или иной степени призваны осуществлять охрану всех детей, живущих на территории России. Естественно, происходит это в рамках строго отведенных им полномочий и строго в определенных случаях.

Что могут органы опеки предпринять для охраны интересов детей?

Органы опеки и попечительстваВо-первых, эти органы обязаны выявлять и ставить на учет всех несовершеннолетних, кто остался по какой-то причине без родительского попечения.

Во-вторых, только по решению этих органов может быть установлена опека или попечительство над несовершеннолетним. А это значит, что потенциальный кандидат на воспитание ребенка будет проверен специалистами органа опеки по многим параметрам, прежде, чем он получит возможность влиять на жизнь несовершеннолетнего.

В-третьих, они осуществляют надзор за лицами, в ведении которых находятся подопечные несовершеннолетние дети. И в случае выявления нарушений, принимают меры к охране и защите прав детей. Вплоть до отстранения опекунов и попечителей от исполняемых ими обязанностей в отношении несовершеннолетних – это еще одно полномочие государства.

Далее. Органы опеки в силу закона дают разрешения на совершение сделок с имуществом детей. И речь в данном случае идет не только об опекунах и подопечных, но и о самых обычных родителях и их детях. Особенно это касается сделок с недвижимым имуществом. Если родители хотят продать квартиру, часть которой принадлежит ребенку, они могут это сделать только с согласия органа опеки. В противном случае Росреестр такую сделку просто не зарегистрирует.

Также органы опеки представляют интересы несовершеннолетних детей в суде, когда этого требует закон, или когда их законные представители (то есть родители, например) не могут это сделать по объективным причинам. Когда, к примеру, органы опеки подают иск о лишении родительских прав, то они действуют, прежде всего, в интересах несовершеннолетних.

Когда опекаемому ребенку исполняется 16 лет, он имеет право на раздельное проживание со своим опекуном. Однако разрешение на это дает только орган опеки и попечительства. Он оценивает условия, в которых будет проживать несовершеннолетний, причины, по которым он желает жить отдельно и на основании совокупности многих факторов принимает взвешенное решение. Это еще одно из полномочий данной системы органов.
Органы опеки также постоянно проверяют условия жизни усыновленных детей и находящихся под опекой и попечительством. Перед выдачей заключения о возможности быть усыновителями, специалисты этих органов обследуют жилищно-бытовые условия потенциальных кандидатов, беседуют с ними, выявляя социально-психологические особенности.

Также эти органы ведут учет лиц, желающих стать усыновителями или опекунами, осуществляют информирование всех заинтересованных граждан относительно условий усыновления и порядка. Оказывают другую информационную поддержку.

Немаловажную роль органы опеки играют и при решении вопроса о месте жительства ребенка при разводе родителей, а также при последующем определении порядка общения несовершеннолетних детей с родителями, которые проживают отдельно. Нужно заметить, что добросовестные работники таких органов всегда выступают в качестве миротворцев в семейных спорах, и всегда защищают интересы детей.

Прокуратура

Прокуратура представляет собой орган государства, который осуществляет надзор за законностью во всех сферах жизни нашего общества. Нет такой сферы или интереса, где бы прокурорские работники не могли осуществлять надзор. Естественно, что органы прокуратуры осуществляют надзор и в сфере защиты и охраны прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Так, например, прокуроры всегда участвуют в делах о лишении родительских прав и дают заключения по поводу того, есть ли в данном конкретном случае основания для лишения или можно обойтись иными мерами. Более того, прокуратура имеет право подать такой иск самостоятельно, если найдет для этого достаточные основания.

Может прокурор подать иск и об ограничении родительских прав. Наряду с органами опеки представители прокуратуры также принимают участие в таких делах.

Участвуют представители органов прокуратуры и в делах об усыновлении детей, в ходе которых оценивают представленные суду заявителем доказательства и также дают свое заключение о том, может ли заявитель быть усыновителем ребенка. И хотя мнение прокурора для суда не является обязательным, оно оценивается наряду с другими мнениями в ходе процесса.

Часто прокуроры выступают истцами в судах в интересах несовершеннолетних детей и по другим важным вопросам. Например, по вопросам защиты их жилищных прав. Обращаются с исками о признании сделок, нарушающих права детей, не действительными или ничтожными, добиваются отмены незаконных решений.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Комиссии по делам несовершеннолетних образуют целую структуру органов. Они представлены на уровне региональной власти и на уровне органов местного самоуправления.

Основные задачи этих органов состоят в том, чтобы координировать деятельность всей системы органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Они помогают несовершеннолетним защищать свои права, следят за соблюдением их прав всеми остальными органами власти, учреждениями, в которых они обучаются или постоянно пребывают.

Павел АстаховКомиссии по делам несовершеннолетних также могут самостоятельно выступать в защиту прав детей по тем или иным вопросам, обращаться с исками в суд, например.

Значение этих органов состоит в том, что они, в отличие от органов опеки, обладают более широкими полномочиями. Как уже было сказано, в основном их задача состоит в координации деятельности других органов, надзор за тем, чтобы права детей неукоснительно соблюдались при деятельности этих органов.
Эти комиссии принимают участие в разработке законодательных актов в интересах детей, а также других нормативных документов, так или иначе затрагивающих интересы несовершеннолетних. По ходу своей деятельности они производят изучение и обобщение проблем, возникающих при защите интересов детей, дают рекомендации руководителям субъектов РФ относительно изменения ситуации.

Уполномоченный по правам ребенка

Есть такое не очень понятное иностранное слово «омбудсмен». По-русски оно означает уполномоченный по правам человека. Уполномоченного по правам ребенка в России по аналогии с этим называют детским омбудсменом. Наверняка вам приходилось слушать этот термин ранее.

В целом его деятельность направлена на защиту прав и интересов детей в масштабах всей страны, а также на международном уровне. Вот основные задачи детского омбудсмена в России.

  • обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • правовое просвещение в области защиты прав ребенка;
  • запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
  • беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;
  • проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
  • направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
  • привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе

Анастасия Г.