Возвращение незаконно вывезенных за рубеж детей

 

Плюшевый медведьГосударственной Думой Российской Федерации принят в первом чтении законопроект, который упростит процедуру возвращения детей, которых недобросовестные родители незаконно вывезли за пределы России и удерживают там.

К сожалению, такая порочная практика очень распространена в тех неудачных браках, которые заключены между гражданами России и иностранцами.

До сегодняшнего дня не существует эффективных правовых механизмов, используя которые гражданин нашей страны мог бы вернуть в Россию своего ребенка, незаконно вывезенного и удерживаемого за рубежом бывшим супругом. Предполагается, что рассматриваемый Государственной Думой Российской Федерации законопроект в корне изменит ситуацию.

Специалисты компании «Гарант» сообщают:

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, направленный на скорейшее возвращение в страну незаконно вывезенных и удерживаемых за границей детей. Документ, подготовленный Минобрнауки России, был внесен в нижнюю палату парламента в ноябре прошлого года.

Законопроект разработан для обеспечения эффективной практики применения Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Напомним, данный международный документ был ратифицирован и начал действовать в РФ 1 октября 2011 года (Федеральный закон от 31 мая 2011 г. № 102-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»).

Конвенция направлена на обеспечение незамедлительного возвращения детей, перемещенных в нарушение прав опеки в любое из договаривающихся государств либо удерживаемых там, а также на обеспечение того, чтобы права опеки и доступа, предусмотренные законодательством одного договаривающегося государства, эффективно соблюдались в других государствах-участниках Конвенции.

Рассматриваемый законопроект предусматривает внесение ряда изменений в некоторые законодательные акты РФ. В частности, предлагается дополнить ГПК РФ главой, в которой будут определены процессуальные особенности производства по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка на основании международного договора РФ.

Так, данной главой определяется подсудность указанных дел одному районному суду в федеральном округе, в котором пребывает ребенок. Это, по мнению разработчиков законопроекта, позволит обеспечить единообразие и быстроту судопроизводства при разрешении дел о возвращении ребенка.

Напомним, в настоящее время согласно ст. 24 ГПК РФ споры, связанные с воспитанием детей (споры о месте жительства детей при раздельном проживании родителей, порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и др.), рассматриваются районными (городскими) судами в качестве судов первой инстанции.

Кроме того, по делам о возвращении детей на основании международного договора РФ и об осуществлении на его основании прав доступа законопроектом предусматриваются обязательное участие, наряду с органом опеки и попечительства, прокурора для дачи заключения по делу. Также по указанным делам предлагается направлять в Минобрнауки России копии постановлений суда, отражающих ход и результат производства по делу.

Для обеспечения быстроты судебной процедуры предлагается установить для таких дел сокращенные по сравнению с общими процессуальные сроки. Так, заявление о возвращении ребенка должно рассматриваться судом в срок, не превышающий 42 дней со дня его принятия. Апелляционные и частные жалобы на решение суда по указанным делам могут быть поданы в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. При этом апелляционные жалоба и представление рассматриваются в срок, не превышающий месяца со дня его поступления в суд апелляционной инстанции, а частная жалоба – 10 дней.

Устанавливается право суда запретить ответчику изменять место пребывания ребенка и с этой целью временно ограничить выезд ребенка из РФ. При неизвестности места пребывания ответчика или ребенка судом должен объявляться их розыск.

В целях розыска ребенка, обеспечения исполнения судебных решений о возвращении незаконно перемещенных или незаконно удерживаемых детей законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В частности, предусматривается возможность осуществления розыска ребенка судебными приставами, а также его поиска частными детективами на договорной основе на стадии исполнения решений суда по указанной категории дел. В настоящее время на этой стадии розыск и поиск ребенка производятся только по делам о его отобрании (п. 8 ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности»).

Устанавливается сокращенный срок предъявления к исполнению исполнительного листа, содержащего требование о возвращении ребенка на основании международного договора РФ. Согласно предлагаемым поправкам он равен году со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Ссылка

 Документы по теме:

Текст законопроекта № 386280-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей».

Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 02.07.2013) »О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.).

Анастасия Г.