Доклад об изменении системы опеки

 

В Приморском крае ежегодно выявляется более 2 500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 году выявлено 2 588 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего из выявленных устроено в семьи 59 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 36 % — в государственные учреждения.

С 1 января 2008 г. произошло реформирование системы органов опеки и попечительства. Если ранее функции указанных органов были возложены на органы местного самоуправления, то в настоящее время эти функции государственного значения выполняют органы субъектов Российской Федерации, что должно привести к повышению роли и значения органов опеки и попечительства в деле охраны и защиты прав подопечных.

Полноценное правовое регулирование опеки и попечительства было установлено с принятием Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Необходимость принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве» назрела давно. Правовое регулирование опеки и попечительства не составляло единого правового института и осуществлялось нормами гражданского и семейного права, а в отношении жилого помещения – еще и нормами жилищного права.

Указанный федеральный закон разрешил множество вопросов, требовавших своего правового оформления.

До принятия указанного выше закона российским законодательством были определены лишь самые общие принципы организации опеки и попечительства над детьми, представленные в первой части ГК РФ, в которой данным вопросам прямо посвящены всего десять статей (31-41), и СК РФ, в котором вопросам организации опеки и попечительства также уделено внимание (особенно это касается ст. 145-150), при этом положения об опеке СК РФ зачастую перекликаются с положениями упомянутых статей ГК РФ и несколько развивают их содержание относительно брачно-семейных отношений.

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» определил круг нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы установления и прекращения опеки и попечительства над детьми, правовой статус органов опеки и попечительства, правовое положение опекунов, попечителей и подопечных, порядок установления опеки, попечительства над детьми, а также порядок и условия прекращения опеки и попечительства.

Большое значение Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в совершенствовании правового регулирования вопросов установления, осуществления, прекращения опеки и попечительства, в усилении защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в определении правового режима их имущества и охране их имущественных прав очевидно и бесспорно, однако нельзя не отметить, что он недоработан, имеет неточности, несогласованность норм и даже правовые ошибки. Все они были выявлены в ходе рассмотрения вопросов в дипломной работе. Приведем некоторые из них.

В ч. 2 ст. 13 Закона содержится ссылка на часть 4 ст. 445 ГК РФ вместо пункта 4 данной статьи. Это правовая ошибка. В Федеральном законе от 24.04.2008 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» при внесении изменений в Семейный кодекс РФ и включении в него нормы, аналогичной ч. 2 ст. 13 Закона, такой ошибки нет.

В части 1 ст. 14 Закона указано, что установление опеки и попечительства допускается по договору об осуществлении опеки и попечительства (в том числе по договору о приемной семье, а также в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, и по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). При такой диспозиции правовой нормы законодательная техника обязывает указать, в каких случаях (во всех или в конкретных либо в одном случае) допускается заключение данного договора. Однако таких указаний эта норма не содержит. Лишь в ч. 2 вышеуказанной статьи обозначено, что опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. Из этого следует, что договор об осуществлении опеки и попечительства заключается в случае осуществления опеки на возмездных условиях. Допускается ли заключение такого же договора в случае безвозмездного осуществления опеки и попечительства, из Закона выяснить невозможно.

Частью 2 ст. 14 Закона установлено правило, согласно которому в случае издания органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя на возмездных условиях этот орган обязан заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки и попечительства. Если орган опеки и попечительства необоснованно уклоняется от заключения такого договора, то опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные ч. 4 ст. 445 ГК РФ.

В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Отсюда следуют два правила: в указанном случае заключение договора об осуществлении опеки и попечительства для органа опеки и попечительства является обязательным, опекун или попечитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этого органа заключить такой договор.

Несогласованность ч. 6 ст. 19 и ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве». В соответствии с ч. 1 ст. 21 опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок, указанных в данной норме, в том числе сделок по передаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование. В то же время согласно ч. 6 ст. 19 опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет. Его заключение на срок более чем пять лет допускается в исключительных случаях с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок. Следовательно, по одной норме передача имущества подопечного в пользование не допускается без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, а по другой — допускается, если срок передачи имущества в пользование составляет менее пяти лет.

Следует, однако, признать, что, несмотря на изложенные недостатки, в целом принятие комплексного нормативно-правового акта, регулирующего вопросы опеки и попечительства, явилось прогрессивным шагом отечественного законодателя.

Анастасия Г.