Комитет по правам ребенка

В 1991 году состоялась встреча представителей государств-участников Конвенции о правах ребенка c целью избрания членов Комитета по правам ребенка. В результате были выдвинуты 40 кандидатов. Эксперты, избранные в первый раз были из

Барбадоса, Бразилии, Египта, Перу, Филиппин, Португалии, стран бывшего Советского Союза, Швеции и Зимбабве. Шесть женщин и четверо мужчин. Они представляли различные профессий, в том числе специалистов по правам человека и международному праву, правосудие в отношении несовершеннолетних, среди них были также социальные работники, работники медицины, журналисты, члены правительственных и неправительственных организаций.

Комитет находится в Центр ООН по правам человека в Женеве. В соответствии со статьей 44 Конвенции, государства-участники принимают на себя обязанность представлять регулярные доклады Комитету о шагах, предпринятых ими для того, чтобы реализовать на практике положения Конвенции на территории своих государств.

Первые доклады о реализации Конвенции должны были быть представлены в течение двух лет с момента ратификации или присоединение к Конвенции, а впоследствии через каждые пять лет. Первые доклады были представлены в сентябре 1992 года. Более 70 докладов государств были представлены Комитету к декабрю 1995 года.

На своей первой сессии, в октябре 1991 года, Комитет принял рекомендации, которые должны были помочь государствам-участникам в подготовке и структурированию своих первых докладов.

В докладе необходимо указать «факторы и трудности», с которыми сталкиваются государства при реализации положений Конвенции. Другими словами, доклад государства-участника должен быть проблемно-ориентированным и самокритичным.

Государствам также предложено указать «приоритеты реализации» и «конкретные цели на будущее». Соответствующая правовая информация и статистические данные должны быть представлены в отчете.

Процедура

Права детейРабочая группа Комитета отбирает перед каждой из своих сессий для предварительного изучения доклады, полученные от государств-участников, а также готовит обсуждение в Комитете с представителями государств. В дополнение к докладам государств, рабочая группа изучает информацию, предоставленную иными органами по правам человека. Комитет также получает информацию от Комиссии по правам человека по результатам изучения ею проблем в области прав человека в отдельных странах. Например, существуют специальные докладчики по вопросу о пытках, по вопросу о внесудебных, массовых и (или) необоснованных наказаниях, а также по вопросу насилия в отношении женщин.

Общие вопросы

Процессуальное новшество было введено Комитетом в январе 1993 года, когда он рекомендовал Генеральной Ассамблее просить Генерального секретаря провести исследование по защите детей в вооруженных конфликтах. Эта просьба была результатом целого дня «общей дискуссии» на данную тему, организованной Комитетом в 1992 году, и к которой были приглашены органы Организации Объединенных Наций и неправительственные организации.

К общие вопросам Комитета с этого времени относятся экономическая эксплуатация детей, права ребенка в семье, права девочек, ювенальная юстиция.

Такие тематические дискуссии проводятся примерно раз в год. Их результатом может стать поручение об исследованиях в области защиты прав детей. Также такие дискуссии могут служить основанием для официальных толкований статей Конвенции.

Органы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций могут принимать участие в обсуждениях в рамках рабочей группы и предоставлять информацию по вопросам защиты прав детей. На основании письменных запросов, полученных от соответствующих неправительственных организаций, Комитет также часто приглашает такие организации принять участие в подготовке совещания по докладам государств-членов Конвенции.

Конечным результатом обсуждения предсессионных рабочих групп по докладу государства является «перечень вопросов».

Этот список дает предварительное представление о тех вопросах, которые Комитет считает приоритетными для обсуждения. Он отправляется соответствующему правительству, которому предстоит выступать на предстоящем пленарном заседании сессии Комитета, на котором его будет рассмотрен его доклад. Правительству предлагается ответить на вопросы в письменной форме до начала сессии.

Ребенок рисуетТакой подход дает возможность тщательнее подготовиться к дискуссии с Комитетом. Также вопросы, не включенные в указанный перечень, могут возникнуть в ходе обсуждения доклада, что является одной из причин, по которой Комитет предпочитает чтобы обсуждение происходило совместно с должностными лицами высокого уровня, таких как министры или заместители министров, а не с представителями, которые не имеют право принимать решения.

Обсуждения с государствами-участниками являются конкретными и подробными, и, как правило, имеют результат.

Хотя все члены Комитета, как правило, принимают участие в обсуждениях, в большинстве случаев вопросы задают лишь два члена Комитета по каждой стране, выступающей в качестве докладчика.

В самом конце процесса обсуждения Комитет принимает «заключительные замечания», которые являются, по сути, заявлением о рассмотрении доклада государства. Заключительные замечания предназначены для широкой огласки в государстве-докладчике и служат в качестве основы для национальной дискуссии о том, как улучшить исполнение положений Конвенции у себя в стране.

Поэтому они представляют собой очень важный документ. Предполагается, что правительства станут интенсивно реализовывать содержащиеся в нем рекомендации.

ООН публикует как пресс-релизы по дискуссии, так и более подробные сводные отчеты о заседаниях.
Комитет рекомендует публиковать доклад государства-участника, краткие отчеты и заключительные замечания по каждой стране в качестве единого документа.

Некоторые правительства, доклады которых уже обсуждались, приняли на себя обязательство осуществить эти рекомендации.

Весь процесс обсуждения докладов предназначен для проведения общественных дебатов. Дискуссии Комитета, как правило, открыты для общественности, и только подготовительные дискуссии в предсессионных рабочих группах и дискуссии по составлению заключительных замечаний Комитета проводятся в закрытых заседаниях
Кроме того, важно, чтобы национальная процедура отчетности была открытой и прозрачной. Процедура отчетности ориентирована на международное сотрудничество и обмен информацией.
Цель состоит в том, чтобы определить проблемы и обсудить, какие должны быть приняты меры по улучшению ситуации с защитой прав детей.

Анастасия Г.

Добавить комментарий